Шедевры Шубина

25.04.2019

Совершенно другой характер носят 2 бюста А. А. Безбородко (один — гипс; НИМРАХ; другой — несколько измененный, мрамор, ок. 1798; ГРМ). Эти бюсты показывают, как работал скульптор над произведением в разных материалах, как изменялся вместе с этим и сам образ. В гипсовом бюсте, который скорее представляет собой эскиз окончательного портрета, отображена моральная и физическая сущность Безбородко. Бюст срезан очень высоко (кроме того, срез много уже плеч) и т. о. решительно доминирует голова с мясистым лицом, двойным подбородком, гривой волос почти без буклей. Из-за полноты Безбородко голова как будто «сидит» на плечах. Глаза сохраняют остроту мысли, однако улыбка вывернутых губ исчерпывает содержание сугубо чувственного образа. Но в этой чувственности есть размах, безудержность, которая говорит о больших возможностях данного человека, взращенного страшным, деспотическим временем, — возможностях, которые могли бы проявиться иначе при других обстоятельствах.

Это превращение и совершается в мраморном бюсте. Сохраняя в основном те же черты лица, Шубин поднимает голову Безбородко и отклоняет ее назад, благодаря чему возникает шея; глаза также обращены кверху. Движением охвачены все черты лица. Улыбка становится осмысленной. Более низкий обрез бюста позволяет набросить на плечи пышную мантию. В образе появилось что-то порывистое, вдохновенное, заставляющее поверить, что этот человек способен на большие государственные дела. Можно предположить, что различие между эскизом и мраморным бюстом оказалось результатом той идеализации портрета, которой требовала эстетическая теория Архипа Иванова. Но зная страстную потребность в правде, характерную для Шубина, следует предположить, что в новом бюсте он только выявил задатки, которые действительно были свойственны широкой натуре Безбородко при всех его качествах крепостника, сластолюбца и любителя азарта. Он мог настольные игры купить и проводить за ними все вечера.

Одним из последних произведений Шубина был бюст имп. Павла (1797[?], мрамор, ГРМ; 1798, бронза, там же; 1800, бронза, ГТГ). Мраморный бюст — подлинный шедевр мастера. Ни в одной другой его работе не были так богато использованы разные аспекты, чтобы дать наиболее полную и противоречивую характеристику человека. Ни в одном другом портрете Шубин не обнаружил столь глубокого понимания противоречий в образе своей модели, как здесь.








Поделиться новостью

Ответить

Следуй за нами!

опенок в вконтакте

опенок в одноклассниках