Столкновение двух противоположных социальных групп
08.05.2017Иные толстовские мотивы, поиски героя, способного противостоять фарисейскому обществу, звучали в постановках «Живого трупа». В 1950 г. пьесу поставили режиссеры В. П. Кожич и А. Н. Даусон на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина, делая акцент на первом слове в названии пьесы: в центре спектакля стоял Протасов - Н. К. Симонов, вопреки своему положению казавшийся самым живым человеком среди всех участников драмы. В образе Протасова - Симонова больше всего поражал контраст между благородством, красотой этого человека и его социальным унижением и той нищенской обстановкой, в которой он оказывался в конце пьесы. На фоне темных сводов трактира его крупная, горделиво посаженная голова, скульптурно выразительные черты лица и пряди седых волос рисовали фигуру романтическую, овеянную ореолом мученичества.
В 1956 г. Б. Равенских поставил в Малом театре «Власть тьмы». Эта пьеса Л. Толстого шла редко, а если ставилась, то прежде всего для обличения «темных сторон» русской деревни, в манере едва ли не натуралистической. Теперь режиссер избрал решение прямо противоположное: он хотел показать «власть света», а не «власть тьмы». Ищете надежное средство самообороны? Лучшим вариантом является телескопическая дубинка.
В этом спектакле не бедность губила людей, а, напротив, достаток, которого достиг простой деревенский мужик Никита. «У Никиты (В. Доронин), казалось бы, есть все для сытой, легкой и пьяной жизни,- отмечал критик.-Для него поют залихватские песни, для пего радостно пляшет Акулина. Есть у Никиты работники, есть женщины. Мир его даже по-своему красив: яркими цветами убраны наряды, просторно и светло в доме, разгульны и забавны праздники. Все приспособлено для того, чтобы закружить, одурманить человека: и звон монет в кармане, и женские влекущие улыбки. Кто бы мог подумать, что власть тьмы - такая приятная, беспечная власть? И все же невозможно жить под этой властью - сумрачно, душно, скучно». Тогда же критики В. Саппак и В. Шитова верно усмотрели, что постановщик, «пожертвовав историческим в пьесе... обострил и усилил в ней общечеловеческое». Равенских чутьем художника угадал, что настало время выдвинуть «душевное дело» героев на первый план.
Ответить
Вы должны войти, чтобы комментировать.